В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.
Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве.
Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
- чрезмерная увлеченность Интернет пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн-казино;
 - риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;
 - риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;
 - риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;
 - риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.
 
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «он-лайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.
Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает».
Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?
- вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);
 - обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);
 - угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;
 - сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
 
- современные технологии и интернет;
 - игры и их производители;
 - интернет-серверы;
 - друзья ребенка и другие дети;
 - родители друзей ребенка;
 - школа;
 - гены.
 
- наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;
 - постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;
 - поставьте себя на их место;
 - искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;
 - искренне интересуйтесь что им нравится в играх.
 
- Что их детям нравится в играх?
 - Какие приложения и технологии используются для этого?
 - Какие игры сейчас современны?
 - Как играть в эти игры?
 - Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
 - Когда их дети играют в игры?
 - Где они играют?
 - С кем они играют?
 
- Каким образом Интернет и онлайн-игры служат моему ребенку? (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.)
 - Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх? (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.)
 - Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.).
 - Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном?
 - в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом);
 - в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);
 - в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальная вакуум, вопросы бытия);
 - Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
 
- Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни;
 - Присоединитесь к ним в их интересах; < Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);
 - Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий. Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;
 - Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);
 - Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
 - Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.
 - Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) он-лайн-деятельности.
 
- Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.
 - Проявляйте уважение к их интересам.
 - Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.
 - Если Вы готовы, играйте он-лайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.
 
Примечание. Это может показаться отталкивающим, или склоняющим к интернет-зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому ребенка!
- Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет-угрозе.
 - Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!
 - Обратитесь в учреждение образования, где учится ребенок, в отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома, или ближайшее отделение милиции.
 - При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в инспекцию по делам несовершеннолетних или оперативную часть милиции, или отдел по наркоконтролю и противодействию торговли людьми (ОНиПТЛ).
 
Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет.
Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.
Вернуться в раздел Кабинет педагога-психолога









