Поступление ребенка в школу — это принципиально новый этап его жизни. В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие ребенка через ролевую игру исчерпало свои возможности, что привело к очередному возрастному кризису, разрешением которого и становится следующая ступень развития — начальное обучение. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений (ребенок — взрослый и ребенок — дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, на отношения внутри детского коллектива. На дошкольном этапе благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура этих отношений (ребенок — учитель), которая начинает определять отношение школьника к родителям и одноклассникам. Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В учителе воплощены требования общества, которые он постепенно вводит в повседневную жизнь малыша, учит жить его по определенным правилам. Если и в школе все хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Новая социальная ситуация требует и особой деятельности. Эта деятельность называется учебной и не характеризуется только как усвоение новых знаний и приобретение навыков, а как деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Она должна быть сформирована. Так же как человек умеет трудиться, он должен уметь учиться. Особенно важным является умение учиться самому. В построении учебной деятельности заключается задача всего периода начального обучения — прежде всего ребенка надо научить учиться, а следовательно, и создать ему необходимые условия.
Наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные, эмоциональные, застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию попадают и домашние дети, которые привыкли быть в центре внимания любящих их взрослых. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. При этом они должны быть терпеливы и спокойны, временные неудачи еще не указывают на будущее отставание. Ребенок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. Как правило, поступая в школу, все дети хотят учиться, т. е. у них сформирована мотивация на учение, которую необходимо сохранить и постепенно перевести в познавательную активность (познание окружающего мира и самого себя).
Приходя в школу, ребенок испытывает три вида стресса:
- социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с учителем, принятие новых правил;
- интеллектуальный – существенная интеллектуальная нагрузка, приобретение новых знаний;
- иммунологический – в возрасте 7-9 лет (очередной возрастной кризис) происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. К этому прибавляется естественный обмен бактериями между детьми.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.
Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже. Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.
Не смотря на то, что все дошкольное детство, так или иначе, шла подготовка к школе: в детском саду или на развивающих занятиях ребенок учился взаимодействовать с детьми и другими взрослыми, получал определенные знания, укреплялся иммунитет ребенка - родителю важно понимать значимость родительской помощи в этом вопросе.
ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Первый день
Традиционно первым днем обучения является 1 сентября. Это самый трудный день в жизни ребенка. Задолго до него взрослые начинают покупать школьные вещи, внушают, как с ними надо обходиться, как важно правильно себя вести и какой это счастливый день. В чем само счастье, ребенку не понять, а ажиотаж вокруг него будоражит и пугает. В результате «счастливый день» может омрачиться неожиданными капризами, тошнотой, вялостью или необузданной активностью. Все это результат перенапряжения нервной системы ребенка. Учитывая такие последствия, взрослые должны заранее спланировать этот день, выделив время отдыха, как психического, так и физического. Массовые мероприятия (гости, парки, кинотеатры и т. д.) желательно отложить до ближайших выходных дней: ведь завтра ребенку опять в школу и второй день по напряжению будет для него не легче.
Дошкольник, поступивший в школу, очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он большой и справляется с новыми условиями жизни. Как важно поддержать его на самом старте обучения! Новое окружение, требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным. Вот почему важно первые несколько месяцев быть рядом с малышом близкого ему взрослого, который объяснил бы правила поведения, разобрал бы с ним различные школьные ситуации, приучил бы его к новому режиму дня, а также объяснил, как выполняются домашние задания и ведутся тетради. Режим взрослого на этом этапе подчинен режиму школьника, он своим примером (а не нотациями) показывает, как организовать учебный день. В течение всего года ребенок будет привыкать к требованиям школы и ее режиму, а взрослый в этой системе — главный организатор.
Первая неделя
Проходит на эмоциональном подъеме. Не следует обижаться, если ребенок не собирает вечером портфель, не готовит одежду (школьники во многих школах не имеют единой формы одежды). Ничего страшного нет, если взрослый соберет портфель сам, а лучше — совместно с ребенком, но приговаривая, что будет стыдно, если он (ребенок) будет утром не готов. Первая неделя — организационная. К новому режиму привыкают и взрослые (чем утром накормить, когда отправить в школу, когда встретить, погулять, выполнить уроки (если они есть), уложить спать). Желательно, чтобы в семье один человек являлся носителем и контролером этого режима, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования/
Ошибка — это не преступление, дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми, а им самой природой дано детство для усвоения норм поведения, культурных знаний человеческого общества.
Первый месяц
У многих ребят наблюдается эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках. Взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотив к учению, найти практическую ценность полученных ребенком знаний и постепенно формировать познавательную активность. К концу первого месяца могут появиться первые трудности в обучении, которые являются учебным материалом для научения учиться. Главное — спокойно и уверенно преодолевать их вместе с ребенком. Главенствующую роль, эталон приобретает учитель. Школьник начинает ему подражать, ссылаться на него к месту или нет. Для ребенка учитель — кумир, и таким он останется до 3-го класса, когда ведущую роль приобретет сверстник, система «ученик — ученик». А пока учитель — центр учебной ситуации, за ним остается контроль и «последнее слово».
Первый год обучения
Становление ребенка как школьника. Если все это время семья активно поддерживала и помогала ему, то за год должны сформироваться ответственное отношение к учебе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес и т. д. Только после этого от ребенка можно требовать выполнения тех или иных правил, когда он им обучен и они стали его повседневной нормой жизни.
Для домашних детей или слишком подвижных со слабой саморегуляцией не рекомендуется группа продленного дня — это вынужденная мера, так как не дает полноценного послеурочного отдыха и не способствует качественному выполнению домашних заданий, что может сформировать отношение поверхностности при подготовке к новому учебному дню.
«Школьная адаптация» — это писание различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста. Это затруднения в учебе и общении. Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом. Особенно тяжело детям, где родителей от детей отделяет стена безразличия, отвержения. Другая причина в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Внимание родителя должно быть направлено прежде всего на различные нюансы, тонкости:
- Где ты сидишь, далеко ли от первого ряда?
- У тебя не болит голова?
- В какие игры ты играешь на переменах?
- Кто тебе нравится, есть кто-то в классе, кого ты боишься? Почему?
- Есть ли в классе цветы? Какой у учительницы голос?
- Кто в классе получил "отлично"?
- Кто в классе шумит? А на перемене?
- Кто хорошо читает?
Таким образом, вы как родитель расставляете эмоциональные акценты и транслируете ребенку определенные ценности. Старайтесь не критиковать школу, учительницу и программу в школе, даже если есть что-то, заслуживающее такого отношения. Ребенок не должен это слышать и воспринимать, поскольку для него сейчас необычайно важно научиться соблюдать все школьные ритуалы, создать и сохранить уважительную дистанцию с учителями, взрослыми. Что-либо негативное о школе, тем более от родителей, будет разрушать ценность правил и норм.
На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в этот период?
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Влияют ли на адаптацию первоклассника отношение к нему учителя?
Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это - немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает - очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью.
Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "моя хата с краю", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.
Каковы признаки успешной адаптации?
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
- Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
- Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
6.Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Понаблюдайте за вашим ребенком, задайте себе вопросы:
- Может ли мой ребенок слушать инструкции, а затем следовать им? Ребенку необходим навык подчинения группе и руководителю группы (класса).
- Может ли он самостоятельно одеться, отпроситься в туалет? Может ли он заботиться самостоятельно о гигиене? Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, который готовится пойти в школу, это помочь ему заботиться о самом себе.
- Может ли он вырезать фигуры, пользоваться линейкой, например? Насколько он аккуратен? Для школы ребенку необходима развитая мелкая моторика.
- Ваш ребенок проявляет интерес к книгам? Он пытается "читать" книги, рассказывая историю, основываясь на картинках, фотографиях?
- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок любопытен и восприимчив к изучению нового? Если любопытство ребенка сильнее, чем страх перед неизвестным, он будет хорошо учиться в школе.
- Может ли он знакомиться и ладить с другими детьми? Поскольку он будет взаимодействовать с достаточно большим количеством детей и взрослых весь день, его социальные навыки очень важны для успешной учебы.
- Может ли он заниматься вместе с другими в группе? Ребенок должен уметь свои потребности соотносить с потребностями других, идти на компромисс и присоединяться к решениям группы — все это является признаками достаточной эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность означает способность распознавать свои чувства и чувства других людей, управлять отношениями и выстраивать их.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще многое зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Рекомендаций, которые помогут ребенку более успешно адаптироваться к школе, очень много, мы остановимся на тех, которые под силу любому любящему родителю.
Родитель может помочь ребенку правильно организовать его время. Важен разумный режим дня, обратите внимание на следующие моменты:
- Сон. Детям 7 лет необходимо спать 10-11 часов в сутки. Рекомендован дневной сон в этом возрасте.
- Физическая активность и прогулки. К сожалению, с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе. Не стоит умалять значение прогулок ребенка, напротив, первокласснику рекомендованы длительные прогулки на свежем воздухе не менее 3х часов.
- Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Следует помнить, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки.
Обратите внимание на содержание время провождения ребенка.
Лучший вариант - прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора и компьютера, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания. Естественно, родитель должен быть примером для своего ребенка.
Родителю важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью: строит взаимоотношения со сверстниками и учителем, получает опыт поведения в различных ситуациях, учится контролировать себя и много другое.
Родитель должен эмоционально поддержать ребенка именно в этих вопросах. Сохраняйте с ним доверительные отношения, избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился своим интересным событием.
Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей с класса домой - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.
Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их при построении взаимоотношений.
Ваша поддержка в вопросах учебы должна основываться на принципе: Найти даже в самом неуспешном деле хотя бы маленький успех! Например: «Из всех написанных букв у этой получился хороший наклон». Ребенку нужно показать то, что он может.
Старайтесь при ребенке не допускать волнующие разговоры о школе - он должен чувствовать уверенность, что все нормально – это поддерживает ребенка.
Наполняйте эмоциональный резервуар своего маленького школьника! Совместные игры, прогулки, чтение. А еще лучше, если это будет специальные психотерапевтические сказки, имеющие целью помочь ребенку решить трудности адаптации к школе.
Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем Ваш малыш станет настоящим школьником. Время и Ваша поддержка и любовь!!!
Правила, которые помогут ребёнку в общении.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения: -Ты у меня умный, красивый (и т.д.). -Как хорошо, что у меня есть ты. -Ты у меня молодец. -Я тебя очень люблю. -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Педагог-психолог Е. В. Морочко